Встреча с Героем России — Николаем Федоровичем Гавриловым.

27 февраля 2018 года в киноконцертном зале Библиотеки – Культурном центре им. А. де Сент-Экзюпери «ЦБС ЦАО» г.Москвы (Департамент культуры г.Москвы) состоялся вечер-встреча с Героем России, в недавнем прошлом Начальником Управления авиации ФСБ РФ (1999-2010 гг.), Заслуженным военным летчиком РФ, генерал-лейтенантом ФСБ – Николаем Федоровичем Гавриловым (Исполнительный директор Попечительского Совета МОО «Парк Героев»). Это человек, который совершал полеты в небе Чечни и Антарктиды, Арктики и Афганистана и ладе на вершину Эльбруса!

Вечер был организован Президентом фонда «Мир Сент-Экзюпери в России», лётчиком-испытателем Мстиславом Степановичем Листовым. Именно здесь в киноконцертном зале Библиотеки – Культурном центре им. А. де Сент-Экзюпери Мстислав Степанович за 10 лет провел более 100 вечеров, посвященных выдающимся деятелям и событиям отечественной авиации и космонавтики, русско-французскому сотрудничеству, с участием Геррев Отечества, ветеранов войны, летчиков-испытателей, ветеранов военной службы.

Эта встреча собрала многих интересных людей были соредии них и Герои Отечества: Герой Советского Союза Владимир Бадоевич Гасоян легендарный штурман и уникальный космический испытатель Серей Иванович Нефедов. Присутствовали потомки легендарного полярного лётчика Героя Советского Союза №6 — Михаила Водопьянова. Пришел на встречу с героем и известный путешественник Владимир Семенович Чуков (профессиональный путешественник, президент экспедиционного центра «Арктика» Русского Географического Общества, организовал и руководил более 30 экспедициями в Арктике и Антарктиде, первый человек в мире, который достиг Северного полюса на лыжах автономно четыре раза, Почётный полярник, Заслуженный мастер спорта СССР) и многие другие известные и интересные гости.

Данный вечер был посвящен рассказу Николая Федоровича о высокоширотной экспедиции на Южный полюс на вертолётах МИ-8. Перед началом встречи состоялась открытии фотовыставки «Нас окрыляет небо» известного фотохудожника Алексей Нагаева.

Героя вечера представлял присутствующим известный телеведущий Леонид Аркадьевич Якубович. В зале было много молодёжи. Зрителей порадовали песни Е.Бобкова и Е.Седовой.

Предлагаем вашему вниманию впечатления участника встречи, члена Союза писателей России, летчика — Александра Николаевича Крохина:

«В назначенное время встреча состоялась с замечательным человеком, генерал-лейтенантом авиации, человеком, который достиг и Северный, и Южный полюса на своём вертолёте «МИ-8». Легендарная личность!

С 1979 по 1987 гг. Николай Федорович участвовал в боевых действиях в Афганистане. Авиация Пограничных войск наносила удары по базам душманов и прикрывала действия советских войск в приграничных районах Афганистана. Однако поскольку при этом вертолетчики Пограничных войск летали с аэродромов на советской территории, то они официально считались проходящими службу на территории СССР. Поэтому Николаю Гаврилову выпало воевать в Афганистане целых 7 лет, совершив более 2000 боевых вылетов. Летал на вертолетах Ми-8, Ми-24, Ми-26.

Потом была Чечня, Осетия и ещё длинный список «горячих точек» и войн. Он 14 раз летал в горячие точки на вертолете вместе с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

За проявленный героизм при выполнении специального задания Указом Президента РФ Николаю Федоровичу Гаврилову в 2002 году присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда»! Николай Гаврилов в рамках летно-тактического учения авиации ФСБ России доставил на самую высокую гору России Эльбрус (5642 м) генерала армии Николая Патрушева вместе с сотрудниками Центра специального назначения. Жизнь этого человека вместила столько удивительного, невероятного, а подчас и просто невозможного, С детства, в сказках мы читали о былинных богатырях, витязях, и здесь вдруг понимаешь, что такие люди реальны, вот, рядом с тобой сидит человек, к нему можно подойти, поговорить, задать любые вопросы.

Николай Федорович Гаврилов и я пришли в этот день в клуб одними из первых. Постепенно зал стал наполняться людьми. И снова встречи с друзьями. Некоторых видел совсем недавно, например, Нину Анатольевну Уретя, командира корабля «АН-24». Рад был встретить Заслуженного военного летчика, героя Афганистана, полковника Рыжкова Валерия Петровича, Афанасьеву Тамару Кондратьеву – штурмана полярной авиации. На вертолете «МИ-26» установила девять мировых и всесоюзных рекордов. Мастер спорта СССР. Штурман научно-спортивной экспедиции «Метелица», совершившей походы на лыжах по островам Северного Ледовитого Океана. Татьяна Владимировна Маслова – мастер спорта по вертолётному спорту, также давний мой друг. Неутомимая труженица и общественный деятель Союза «Авиатриса», неизменно своим фотоаппаратом фиксирует для потомков всех и вся. Участвует в создании общенациональной фототеки «Вся Россия в лицах и биографиях из семейных архивов» на интернет-портале «Большой Русский Альбом», Героя России Сергея Ивановича Нефедова — космонавта-испытателя. То, что ему пришлось выполнять, не каждому человеку под силу. Сергей Иванович Нефедов проработал на 8-кратной нагрузке 17 минут — в это никто не верил ни в нашей стране, ни в мире. На 10-кратной нагрузке – 7 минут вместо 20 секунд, а на катастрофической перегрузке в 12 единиц – 2 минуты 45 секунд. Эти значения опасны для любого живого существа, поскольку может случиться непоправимое. Ещё есть один аспект, который характеризует результат испытания – те, кто за испытателя отвечает – не только инженерный, но и медицинский персонал были в полуобморочном состоянии. Благодаря его наработкам и рекомендациям, космонавты намного легче адаптировались и переносили различные экстремальные факторы в космическом полёте.

В 1997 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях, связанных с освоением космического пространства, Нефедову Сергею Ивановичу присвоено звание Героя России. Юрий Алексеевич Гагарин уважал Сергея Нефёдова за мужество. Однажды Гагарин спросил его: «Сереж, скажи честно – страшно?». Нефедов ответил: «Юрий Алексеевич, нам, комсомольцам Советского Союза…», но соврать ему, конечно, не мог и рассказал, что действительно страшно. Как ребенок в темной комнате: преодолел или не преодолел. Гагарин засмеялся и говорит: «Сережа, запомни, страшно всем, но страх – такая великая движущая сила, ты себе не представляешь! Не преодолеешь эту черту, в состоянии трусости ты парализован, ты убьешь все – и ракету, и коллектив, и бригаду, и себя. Наша задача преодолевать и достигать».

Вечер начался! Мстислав Степанович Листов представил присутствующим в зале Николая Фёдоровича Гаврилова и предоставил слово для приветствия телевизионному ведущему, летчику Леониду Аркадьевичу Якубовичу. Леонид Аркадьевич рассказал о своих встречах с Гавриловым»: «Помню чеченскую кампанию… я с группой «Альфа» садимся в вертолёт. Командир подозвал меня в кабину и научил держаться за ручку управления. Но что делает с машиной этот человек в полете, я не понимаю. Понимаю, что он делает, но повторить не могу. Это виртуоз своего дела. А когда услышал его позывной, у меня мурашки пробежали по коже и даже сейчас бегают. У него позывной «Маэстро»! Якубович рассказал о некоторых эпизодах афганской войны, в которой участвовал Николай Федорович, о посадках на вершинах гор и о полете в Антарктиду и закончил свою речь словами: «Я счастлив от того, что судьба свела меня не только с Гавриловым. Я знаю, примерно, десять человек, не более, не считая моего отца. Я счастлив, что могу сказать ему о своём уважении, что горд и сейчас присутствую с таким легендарным человеком, с позывным «Маэстро». Н.Ф. Гаврилов поблагодарил собравшихся за то, что, несмотря на плохую морозную погоду, в зале собрались его друзья. Напомнил, что был в этом зале, когда собрание было посвящено памяти космонавта Волка Игоря Петровича. Рассказал, не утаивая ни малейших деталей, как совершалась экспедиция в Антарктиду на вертолёте, какие трудности встречались им на пути. Антарктида – это не относительно ровный Северный полюс. Горы там достигают 5300 метров: «Здесь присутствует генерал-майор Соболев Андрей Николаевич, мой заместитель по лётной подготовке, участник этой экспедиции». Первый посадочный пункт в Антарктиде была международная станция «Беллинсгаузен». Вот какие впечатления были у экипажей вертолетов: «Впервые выполнив вертолетный перелет из Южной Америки на станцию «Беллинсгаузен», мы увидели воодушевленные лица и счастливые глаза наших 18 полярников. Они с гордостью поглядывали на корейцев, японцев, чилийцев, всем своим видом показывая: наши прилетели! А межконтинентальный перелет из Южной Америки в Антарктиду через пролив Дрейка – тем более туда и обратно – на вертолетах никто никогда не выполнял». Далее был показан 45-минутный фильм о полете в Антарктиду и обратно, а Николай Фёдорович подробно комментировал особенности и смертельные опасности этого легендарного полёта. В основном, комментарии были обращены к молодым лётчикам, чтобы они не повторяли его ошибок. На самом Южном полюсе находится американская станция «Амундсен-Скотт». Когда связались со стацией, то даже опытные полярники не поверили своим ушам, услышав наше радиосообщение. «Войдя в зону радиослышимости, мы на английском языке поприветствовали американских коллег. Сказали, что мы — экспедиция из России, имеем честь к вам прилететь на двух вертолетах. Они – давай переспрашивать: кто, куда, да зачем… Американцы замолчали на пять минут… Видимо, «переваривали» информацию решали, не шутит ли кто в эфире!», — вспоминает Н.Ф. Гаврилов.

Южный полюс. Высота 3150 м, температура минус 26 градусов. Американские полярники встретили экспедицию хорошо, была очень доброжелательная атмосфера. Николай Федорович трижды был на Северном полюсе. У полярников есть такая шутливая примета: «Кто подержится за символическую ось вращения, ему прощаются все грехи». Когда он объявил об этом на СП, немцы, поляки, французы и русские бросились подержаться за ось — на всякий случай, от греха подальше! Очень много переживаний доставил обратный полет на Южно-американский Континент: «Вначале еще было ничего, а во второй половине пути появился встречный ветер, более 100 км час. Мы практически «висели» на одном месте и считали топливо… Страшно! Впервые, пожалуй, после «горячих точек» я осознавал: могу погибнуть. И ладно бы – один, но ведь два экипажа…», — признается Николай Гаврилов. Был момент, когда фактически вертолеты уже падали в море — когда ветер достиг 180 километров в час. При скорости вертолета 200 км/час реальная путевая скорость составляла всего 20 км час. Истекал уже восьмой час полета, топливо было на исходе, а тут еще ухудшилась видимость, начался дождь.

Неординарное, но единственно верное решение – выйти за облака до высоты в 5 тысяч метров. За счёт высоты надо было вырвать у смерти еще несколько минут жизни. К счастью, на этом этапе полета топливо было уже почти выработано, вертолеты стали легкими. А на высоте экипажи вертолетов ждал штиль! Путевая скорость увеличилась до нормальной, и участники экспедиции благополучно достигли чилийского аэродрома. После приземления Николай Федорович поцеловал левый блистер вертолёта. «В знак благодарности, что машина нас не подвела», — рассказал он».

2018-10-01T12:22:15+00:00 Февраль 27th, 2018|СОБЫТИЯ|